Права женщин в исламском эмирате Афганистан (1996-2001)

Этот текст — цитата-перевод из статьи в Википедии.

В эти годы в Афганистане правили талибы, которых с 2001 потеснил Северный Альянс — объединение афганских полевых командиров при поддержке американцев.

В этот период жизнь на афганских женщин были наложены многие суровые ограничения.

Афганские женщины были обязаны носить паранджу, так как, по утверждению пресс-секретаря талибов, открытое лицо женщины может ввести мужчину в порок, даже если он «морально чист». Комплекс мер, направленных на сегрегацию женщин, иногда называют половым апартеидом, так как женщинам не позволялось свободно передвигаться, получать образование после 8 лет ( они имели возможность лишь изучать Коран). Те женщины, которые стремились иным образом получить образование, посещали подпольные школы, в которых они и их учителя рисковали быть казненными, если бы их обнаружили. Женщинам не позволялось лечиться у докторов-мужчин. За нарушение законов Талибана женщин подвергали порке или казнили. Талибы позволяли выдавать замуж девушку до 16 лет и иногда это поощряли.

По данным агентства защиты человеческих прав Amnesty International 80% браков в Афганистане были совершены по принуждению.

Стоит отметить, что несмотря на то, что такие ограничения создавались на основе шариата и исламского дресс-кода, они были сильно искажены и направлены на прямое ущемление прав женщин, так как в шариате нет закона, по которому женщина обязана прятать лицо и руки, запрета на самостоятельное передвижение и возможность работать. Наоборот, шариат приветствует получение образования.

Основные ограничения

  • Начиная с 8 лет, девочке не позволялось входить в любой контакт с мужчиной, если это не муж или родственник (махрам).
  • Женщине не позволялось появляться на улице без сопровождения мужа/родственника и без бурки (которая полностью закрывает лицо и тело женщины).
  • Не разрешалось носить обувь на каблуках, так как мужчину, услышавшего шаги женщины, это может возбудить.
  • Женщины не должны громко разговаривать в общественном месте, чужой мужчина не должен слышать разговор.
  • Все окна первых этажей зданий должны были быть закрашены/заделаны, чтобы женщин внутри не было видно с улицы.
  • Женщин не позволялось фотографировать/снимать на видео, их изображения были запрещены в газетах, книгах, журналах и даже дома.
  • Все словосочетания, где присутствовало слово «женщина», изменялись, например, «женский двор» на «весенний двор».
  • Женщинам запрещалось появляться на балконах любых зданий, даже дома.
  • Женщинам запрещалось присутствовать на радио, телевидении и любых мероприятиях любого типа.

Дресс-код

Запрещалось носить яркую одежду, так как она считалась сексуально привлекательной. Указ талибов 1996 года гласит, что женщины, носящие обтягивающую модную одежду и украшения, никогда не попадут на небеса. Салоны красоты оказались вне закона и были закрыты, косметика и лак для ногтей оказались также вне закона. Женщины были обязаны покрывать всё тело, в том числе и лицо. Поощрялось ношение бурки.

Передвижение

На женщин были наложены строгие ограничения в свободе передвижения, делая его практически невозможным при отсутствии мужа/родственника, без которых женщина оказывалась, образно говоря, под домашним арестом. В интервью с Латифой, афганской женщиной, которую жестоко избили талибы за то, что она одна ходила по улице, она сказала: «Мой отец был убит в сражении… у меня нет мужа, нет брата, нет сына. Как мне жить, если я не могу ходить в одиночку?».

По утверждению члена гуманитарной организации Terre des hommes, после прихода власти талибов в крупнейшем приюте Кабула, Таскиа Маскан, весь женский персонал был уволен, а около 400 девочек, живших в приюте, были заперты в нём в течение года без возможности покинуть стены здания.

Основные ограничения передвижения женщин были следующими:

  • Женщинам не позволялось передвигаться на улице и в общественных местах без сопровождения мужа/родственника.
  • Женщинам не позволялось водить автомобиль, ездить на мотоцике или велосипеде, даже при сопровождении мужа/родственника.
  • Женщинам не позволялось брать такси без сопровождения мужа/родственника.
  • Женщинам и мужчинам не позволялось вместе ездить в автобусах, были введены раздельные автобусы .

Такие ограничения меньше повлияли на жизнь женщин, живших в маленьких посёлках, которые, как правило, жили и работали в пределах своего дом и его территории. Однако они не могли ездить в соседние посёлки.

Занятость

Бурка, одежда, в которой поощрялось ходить женщинам, покрытие лица было обязательным

Талибы утверждали, что, работая, женщина может вступить в половой контакт с соработником в рабочее время, что соответственно противоречит законам шариата. 30 сентября 1996 года талибы объявили, что женщины обязаны быть отстранены от любого вида работы по найму. На тот момент 25 % государственных служащих были женщинами, массовое увольнение женщин пагубно сказалось на экономике (особенно на услугах в сфере домохозяйства, в которых работали в основном женщины), начальном образовании (абсолютное большинство учителей были женщинами). Тысячи образованных семей бежали из Кабула в Пакистан после того, как талибы захватили город в 1996 году.

Верховный Лидер Талибов Мухаммед Омар — заверил женщин-гражданских служащих и преподавателей, что они будут по-прежнему получать пособие в сумме $5 в месяц, которое однако было лишь предложением. Представитель талибов заявил следующее: «Более 30 000 женщин будут получать пособие, чтобы, не рискуя собой, жить комфортно дома; т.е., кто заявляют об ущемлении прав женщин, безосновательно пытаются натравить женщин Кабула против талибов».

Талибы приветствовали соблюдение традиционных семейных патриархальных ценностей, а также выделения средств закята для женских пособий, чтобы «отучать их от работы».

Единственная сфера работы, где женщины могли остаться — медицина (чтобы лечить женщин-пациентов), однако на них накладывался ряд серьёзных ограничений. Многие женщины из-за половой сегрегации и повсеместной практики преследования добровольно покинули рабочие места, другие продолжали работать под страхом расправы. Поэтому такие женщины-врачи пользовались большой ценностью, как единственные способные оказывать услуги женщинам, в частности акушерки. В кабульской больнице Муллалай после взятия города талибами женский персонал сократился с 200 человек до 50. После падения режима талибов женщины испытывали острую нехватку медицинских услуг из-за фактического отсутствия квалифицированных женщин-врачей. Другим исключением, когда женщины не подлежали увольнению, был факт их работы в гуманитарной организации; талибы объясняли это тем, что они имеют хорошую возможность оказывать помощь другим беспомощным женщинам, одновременно проводя пропаганду о полезности талибов.

Новый губернатор Кабула Герата Мулла Раззак постановил, что запрещает женщинам появляться в его кабинете, ввиду их «отвлекающего» характера.

Образование

Талибы поощряли образование девочек, однако только до 8 лет. Представитель талибов Маулви Лаламадин объяснил это тем, что эти меры применяются для предотвращения лишнего контакта с мужчинами и дополнительной безопасности. Учебная программа была также изменена на более «исламизированную», в которую входило побуждение школьников к совершению джихада в понятии талибов.

Ограничение на получение образования девочками после 8 лет негативно сказалось на системе образования. В частности, в Кабуле от учёбы были отлучены 106 256 девочек. 7793 женщин-учителей были также уволены, из-за чего сразу 63 школы закрылись из-за острой нехватки кадров. Некоторые женщины-учителя продолжали преподавать в «подпольных школах» в своих домах, обучая местных детей или других женщин. Однако в таких заведениях учились на страх и риск, так как замеченные женщины в лучшем случае могли попасть в тюрьму, в худшем случае — могли быть повешены.

Здравоохранение

До прихода к власти талибов в Афганистане мужчинам было разрешено лечить женщин в больницах в особых ситуациях, однако после указа, что мужчине запрещено касаться тела незнакомой женщины, и значительного сокращения женского персонала женщины стали испытывать острую нехватку медицинских услуг; стала повсеместной ситуация, в которой женщинам приходилось путешествовать на дальние расстояния, чтобы получить услуги врача.

В Кабуле существовали неформальные женские клиники в домах для обслуживания семьи и соседей, однако они не могли предоставить нужные медикаменты. Из-за этого процент преждевременных женских смертей резко возрос. Если семья женщины располагала достаточными средствами, она получала медицинские услуги в Пакистане.

В октябре 1996 года женщинам было запрещено посещать традиционные бани хаммам, так как, по мнению талибов, это противоречило исламским законам. Так как для многих жителей Афганистана баня являлась единственной возможностью полноценного соблюдения личной гигиены, среди женщин сильно возрос процент инфекционных заболеваний на фоне фактической невозможности получения медицинской помощи. Насрин Гросс, афгано-американская писательница, в 2001 году описала ситуацию так: что «прошло уже 4 года с тех пор, как женщины не могут молиться Богу, так как ислам запрещает женщине молиться после месячных, пока она не вымоется». В июне 1998 года талибы запретили женщинам посещать крупнейшие больницы, оставив им лишь специальные палаты для женщин, которые были только в одном госпитале в Кабуле, столице Афганистана.

Культурные ограничения

Талибы создали культурное ограничение для женщин. Любые присутствия изображений женщин в СМИ были запрещены, женщин не допускали к радио и телевидению. Также все словосочетания, которые включали слово «женщина», заменялись на альтернативные. Женщинам запрещалось смеяться и разговаривать достаточно громко, чтобы женский голос мог услышать незнакомец. Женщинам было запрещено заниматься спортом и входить в спортивные клубы.

Ограничения, наложенные на женщин, а также гуманитарные последствия, связанные с медициной и здравоохранением, крайне негативно сказались на психике многих женщин. Опрос среди 160 женщин показал, что 97 % из них испытывают те или иные признаки депрессии. 71 % говорили про ухудшение самочувствия.

Латифа, жительница Кабула, писала следующее:

Квартира напоминает тюрьму или больницу. Тишина давит на всех нас. Мы не так много рассказываем друг другу о наших делах. Неспособные делиться своими эмоциями, мы заключены каждый день в свой собственный страх и смятение. Поскольку мы все в этой чёрной яме, нет смысла повторять снова и снова, что мы не можем видеть ясно.

Наказания

Наказания проводились публично, в основном на стадионах, городских площадях или посредством уличного избиения. Практически за все «проступки» наказывали с применением силы.

Ниже приведены известные случаи:

  • В октябре 1996 года женщине отрезали верхушку большого пальца за ношение лака на ногтях.
  • В декабре 1996 года по радио объявили, что в результате рейда были задержаны 225 женщин за нарушения дресс-кода. Суд вынес приговор, согласно которому женщин отхлещут плетями по ногам и спинам.
  • В мае 1997 года пятеро женщин из гуманитарной организации CARE International, которые проводили исследования для программы обеспечения продуктами населения (с одобрения МВД), были вытащены из машины религиозной полицией. Они оскорбляли и издевались над женщинами через громкоговорители, а потом избили их полутораметровыми кнутами из кожи и металла.
  • В 1999 году Зармина, мать семерых детей, была приговорена к смертной казни за то, что якобы убила мужа в знак мести за его оскорбления и избиения. Приговор был исполнен на крупном стадионе на глазах у 30 000 людей. Ранее была подвергнута пыткам, и все же не пыталась доказать свою невиновность, чтобы защитить свою дочь (которая, по некоторым данным, была в этом деле убийцей).
  • Когда талибы узнали о том, что женщина держала подпольную школу в своём доме, они избили детей, а женщину спустили с лестницы, сломав ей ногу. После этого, угрожая, что забьют до смерти камнями ее семью, женщину заставили подписать декларацию о преданности Талибану и его законам.
  • Афганская девочка Айша Мохаммадзай ( Биби Айша) в 12 лет была выдана замуж в качестве компенсациии, однако в новой семье девочка терпела много насилия и сбежала в 18 лет, попытавшись вернуться обратно в родную семью. Однако недовольный отец сдал дочь командиру талибов, чтобы он показал наглядный пример — «что будет с девушками, если они попытаются сбежать». Ей отрезали уши и нос, девушку оставили умирать в горах, но она выжила.
  • Было множество случаев, когда женщин расстреливали из-за того, что они «подпольно работали» (женщинам было запрещено работать).
  • Многие наказания производились отдельными патрулями. Наказание женщин прямо на улицах не было санкционировано официальными властями талибов, они более придерживались официальной линии наказывать мужчин, ответственных за женщин. Маулви Каламадин открыто заявлял: — «Мы не можем напрямую наказывать женщин за их проступки и поэтому возлагаем эту задачу на таксистов и продавцов, которые могут успешно показать женщинам их место»
  • Примеры, когда мужчина мог получить наказание из-за женщины:
  • Если таксист вез женщину с незакрытым лицом или без сопровождения махрама, то он подлежал аресту, а также наказывался муж женщины
  • Если женщина занималась в одиночку стиркой белья у реки, то её исламские власти приводили ее домой, а мужа/родственника серьезно наказывали.
  • * Если портной нанимал женщин-портних, ему грозила тюрьма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *