Ценность опыта

Чего стоит опыт в отсутствие альтернативы?
Предположим, Вы выбираете куда поехать в отпуск первый раз в жизни и у вас есть выбор — отель в Турции или отель в Греции. И там и там 5 звезд и там и там разные, однако сравнимые наборы услуг в гостиницах, и там и там сравнимые цены.

Вы выбрали Грецию. Вы поехали в отпуск, отдохнули, набрались впечатлений. Теперь у Вас есть опыт. Да разве? У вас ничего нет, кроме пути, по которому вы прошли. Ваш опыт не стоит ничего. Вы не сможете рассказать, что лучше Греция или Турция. Вы не сможете быть уверенными в том, что получили максимум того, что могли за эти деньги. Вы не знаете, что вы не получили, вы не знаете, что из вещей, которые вам не понравились является системной проблемой гостиничного отдыха, а что — недочет конкретного отеля и т.п. У вас, входит, нет опыта, при помощи которго вы способны иметь трезвые суждения.

Вы думаете, у вас появится опыт после того, как вы поедете на следующий год в Турцию? Если поедете. Очень много людей так любят то, что уже один раз попробовали, что возвращаются еще и еще туда же, даже не представляя, каково оно в другом отеле или в другой стране. Ок, вы приехали в Турцию. Вы получаете впечатления. Однако, это у вас уже второе впечатление, Вы начинаете сравнивать с первым впечатлением, а не получать еще одно первое впечатление. Вы снова не можете иметь объективное суждение о том, каковы преимущества и недостатки каждой конкретной страны, да что там страны, каждого конкретного отеля. Про страну и речь не идет.

У кого есть опыт? Опыт есть у классного, с большим опытом, турагента. Он знает первые впечатления разных людей разных вкусов и разных достатков. Он знает вторые впечатления и знает третьи. Он знает впечатления об отелях и странах. Это — его работа. За это он получает комиссионные. За то, что применяет опыт многих к конкретному клиенту.

Теперь возьмем руководителя. У него есть руководящий опыт. Он руководит фирмой, продажами, операционным отделом, финансами, логистикой… чем угодно, уже пять лет. Он уже пять лет следует своим установкам и своим эвристикам. Он считает, что у него есть опыт. У него же до сих пор получалось. Есть? А получалось ли бы лучше, если бы менеджер поступал не так, как он считает правильным, а так, как наиболее эффективно?

Опыт, как и в предыдущем примере, есть только у бизнес-консультанта. И за это консультанты получают свой гонорар.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *